Навигация
Как худеть правильно?

Гипоксия. Ещё одна причина наших болезней


Нравится

Гипоксия. Ещё одна причина наших болезней

Мои постоянные читатели и пациенты знают, что слова «гипоксия», и особенно «гипоксия головного мозга» - одни из моих любимых, разве что после витамина D и омега-3. И оказывается, я в этом не одинока! В 2019 году Нобелевской премии в области физиологии и медицины удостоены американцы Уильям Кэлин и Грегг Семенза, а также британец Питер Рэтклифф «за открытие механизмов, посредством которых клетки воспринимают доступность кислорода и адаптируются к ней». То есть, за открытие механизмов адаптации организма к гипоксии.

«Фундаментальная важность кислорода известна много веков, но о том, как клетки приспосабливаются к изменениям уровня кислорода, мы ничего не знали», - сказано в заявлении комитета. Хорошо, что мы теперь знаем и можем прогнозировать и предотвращать многие заболевания, включая рак. Препараты, разработанные на основе предложенных ими методик, уже успешно применяются в лечении раковых больных. Еще больше лекарств проходят клинические испытания и станут доступны в ближайшие годы.

У меня один из первых, маленьких, но очень SMART (от слова «умный», но это ещё и аббревиатура, о которой обязательно поговорим) диагностических приборов - пульсоксиметр - прибор для неинвазивного измерения уровня наполнения кислородом капиллярной крови, показывающий насыщение крови гемоглобином и кислородом.

И, если я вижу у своих пациентов гипоксию, то понимаю, что все наши «телодвижения» не только в борьбе с лишним весом, но и в достижении здоровья и улучшения качества жизни, будут тщетными. Ведь каждой нашей клетке, по большому счёту, нужно не так уж много (вернее - всё!): питание и дыхание. Это я говорю о здоровых клетках. А вот опухолевые, вне зависимости от того, доброкачественные или злокачественные они, очень даже живут и чувствуют себя счастливыми в состоянии гипоксии.

Я вас постоянно «мучаю» витамином D. Так вот гипоксия - вторая в очереди после дефицита половых гормонов и витамина D в причинах лишнего веса. Потому что ожирение можно считать «опухолью» жировой ткани.

Отсюда два наших извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Не буду вдаваться в дебри физиологии и биохимии, напомню вам азы школьной анатомии: все наши клетки «дышат» благодаря гемоглобину - белку, переносящему кислород из лёгких к каждой клеточке нашего организма. «Качество» нашего гемоглобина зависит в первую очередь от запасов железа - ферритина. Вот не зря я каждый раз упоминаю, что вы должны знать свой уровень ферритина, и, в случае недостатка, его повышать. Если ферритина недостаточно, эритроциты начинают менять свой размер, форму, пытаться «наполниться» гемоглобином больше нормы, а потому общий анализ крови долго ещё может оставаться «нормальным». Я не зря взяла это слово в кавычки, потому что нормальным он будет, если не изучать внимательно, а глянуть на количество эритроцитов и гемоглобин, и не «копать».

А клетки уже будут задыхаться. И, что «русскому хорошо, то немцу смерть» будет как раз наоборот с опухолевыми клетками: там, где нормальной клетке без кислорода никак, раковой - просто праздник. И праздник, «улучшающийся» с каждым днём, ведь рост опухолевой клеточной массы приводит к повышению давления внутри опухоли и, вследствие этого, к недостаточному проникновению кровеносных и лимфатических сосудов, что усугубляет гипоксию. Таким образом, опухолевая ткань плохо снабжается кислородом по сравнению с соответствующими нормальными тканями. Усиление гипоксии опухолевой ткани прямо взаимосвязано с худшим исходом заболевания и низкой эффективностью лечения.

Если гипоксия продолжается длительное время, организм реагирует на кислородное голодание строительством новых кровеносных сосудов и активным производством эритроцитов. Так, например, готовятся к высотным восхождениям альпинисты.

Однако ровно тот же механизм включается и при быстром росте новой ткани - например, агрессивной раковой опухоли. Если его отключить, этот рост можно замедлить или даже полностью остановить. Именно поэтому открытия новых Нобелевских лауреатов Келина, Рэтклиффа и Семенцы могут найти широкое применение в онкологии.

А пока ждём этот прорыв в онкологии - сами заботимся о своём дыхании, в том числе тканевом!

Давайте поговорим о причинах и условиях возникновения гипоксии.

  • Гипоксическая (экзогенная) — при снижении парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (низкое атмосферное давление, закрытые помещения, высокогорье).
  • Техногенная — возникает при постоянном пребывании в среде с повышенным содержанием вредных выбросов.
  • Дыхательная (респираторная) — при нарушении транспорта кислорода из атмосферы в кровь (дыхательная недостаточность).
  • Гемическая (кровяная) — при снижении кислородной ёмкости крови (анемия; инактивация гемоглобина угарным газом или окислителями).
  • Циркуляторная — при недостаточности кровообращения (сердца либо сосудов).
  • Тканевая (гистотоксическая) — при нарушении использования кислорода тканями (например, при отравлении цианидами, которые блокируют цитохромоксидазу — фермент дыхательной цепи митохондрий).
  • Перегрузочная — вследствие чрезмерной функциональной нагрузки на орган или ткань (в мышцах при тяжёлой работе, в нервной ткани во время эпилептического приступа).
  • Смешанная — любая тяжелая/длительная гипоксия приобретает тканевой компонент.

Для всех, считающих себя здоровыми, крайне важны первые две причины гипоксии, ведь действительно, мы с вами крайне мало бываем на свежем воздухе: летом кондиционированные, а зимой отапливаемые помещения «сжирают» наш кислород, а «гуляем» мы чаще всего на улицах, с выбросами автомобилей. Особенно меня умиляют «бегуны» по городским районам, считающие, что бегут к здоровью, а на деле усугубляющие свою гипоксию. Да, о курильщиках вообще молчу.

Как понять, что у вас есть гипоксия? Да просто принять как должное, у нас она есть у всех, у кого-то в большей, а у кого-то в меньшей степени.

Есть общие признаки острой и хронической гипоксии. При острой — это увеличение частоты и глубины дыхания, возникновение одышки, увеличение частоты сердечных сокращений. Если при малейшей физической нагрузке, а хуже того, в покое, вы ощущаете эти признаки, задумайтесь, а не гипоксия ли у вас.

При хронической гипоксии одним из первых показателей будет увеличение количества эритроцитов и гемоглобина, которые часто трактуют как «сгущение крови». Увидели, что ваша красная кровь «движется» к верхней границе референса - идите сдайте кровь на ферритин.

Но для самой простой и умной диагностики есть прибор, о котором я говорила - пульсоксиметр, который надевается на указательный или средний палец и определяет насыщение (сатурацию) артериальной крови кислородом, в норме этот показатель должен быть выше 95 %, а в идеале - 98-99%.

Люди старшего поколения помнят, как во всех санаториях, профилакториях и лечебницах давали кислородные коктейли, и многие до сих пор верят, что они помогают «насытить» организм кислородом. Разочарую вас, кислород усваивается в лёгких, и только в лёгких. Ни через кожу, ни через желудок и кишечник организм не может получить достаточно кислорода. А потому все маркетинговые уловки, на которых, кстати, зарабатывают ушлые производители, такие, как обогащённая кислородом вода, кислородная косметика, кислородные ванночки для ног и маски для лица - всё это деньги на ветер. Уж лучше реально - на ветер! На воздух, на прогулку, особенно в грозу и дождь.

Кстати, вы в курсе, почему на работе или просто в душных помещениях часто тянет на сладенькое? Кислород наряду с глюкозой участвует в тканевом дыхании, и, если кислорода не хватает… Правильно, нужно больше глюкозы! Вот рука и потянулась к шоколадке или печенюшке. Не торопитесь! Куда важнее не углеводы, а… жир. Всё дело в том, что мельчайшие структурные компоненты лёгких, где и происходит газообмен, - альвеолы, изнутри покрыты специальным веществом, сурфактантом, который поддерживает альвеолы в форме пузырьков и не даёт им схлопнуться на выдохе и ускоряет попадание кислорода из альвеол в кровь. Сурфактант состоит на 90% из жиров, на 10% из белков и углеводов. Мало жиров в рационе – в лёгких будет мало сурфактанта. Кислород будет усваиваться плохо, и даже самый свежий воздух не спасет от гипоксии.

Правда, у сурфактанта есть обратная сторона - его очень любят бактерии, а потому при пневмонии и возникает гипоксия: бактерии потихоньку «подъедают» слой этого полезного вещества. Теперь понятно, почему в народной медицине туберкулёз и другие лёгочные болезни лечат жирным молоком или топлёным маслом. Эти продукты не убивают бактерии, но восстанавливают слой сурфактанта и снимают симптомы гипоксии.

Ещё один путь борьбы с гипоксией - увеличение запасов железа в организме, а значит вам понадобится гемовое железо из пищи. Мы уже говорили о нём, когда обсуждали анемию. Но и тут есть плохая новость: если у вас уже есть глубокий дефицит железа и ферритина, то «наесть» их вряд ли удастся, понадобятся лекарственные препараты.

Ещё одна плохая новость: вопреки установившемуся мнению, что хороший сон в проветриваемом помещении поможет избавиться от кислородного голодания, этого не случится. Ещё хуже, если вы храпите: храп усиливает кислородное голодание. Но, чтобы не усугублять гипоксию, всё равно спите в хорошо проветриваемом помещении.

Думаю, не открою Америк, если скажу, что гипоксию усугубляет алкоголь, кофе, энергетические напитки, препараты, стимулирующие нервную деятельность. Они опасны тем, что, временно возбуждая нервную систему, как бы «подстёгивают» организм, давая лишь мимолетный эффект. В условиях длительного кислородного голодания и выполнения напряженной физической работы это приводит к функциональному истощению нервных клеток, снижению работоспособности, упадку сил.

Ну, и стыдно даже говорить о курении. Мало того, что никотин ухудшает усвоение кислорода, так ещё и смолы повреждают слизистую лёгких, нарушая нормальный газообмен. Не менее вредно «пассивное» курение - нахождение в прокуренном помещении.

Если же гипоксия уже зашла далеко, понадобятся лекарственные препараты и добавки. Безусловно, лечение должен назначить врач, но вы должны быть в курсе, какие препараты могут прийти на помощь.

В первую очередь это антигипоксанты - препараты, улучшающие утилизацию организмом кислорода и снижающие потребность в нём (повышающие устойчивость к гипоксии) органов и тканей. При острой стадии как правило в виде инъекций. Таких препаратов сейчас масса, подбираются с учётом вида и причин гипоксии, а также в зависимости от глубины и тяжести процесса.

Несомненная роль в борьбе с гипоксией принадлежит антиоксидантам (витамин E, коэнзим Q10, аскорбиновая кислота и др.). Антиоксиданты либо непосредственно связывают свободные радикалы (прямые антиоксиданты), либо стимулируют антиоксидантную систему организма (непрямые антиоксиданты).

При хронической гипоксии наряду с медикаментозными препаратами прямого действия применяют и фитотерапию (скажем, хорошо с проблемой справляются препараты, в основе которых растение гинко-билоба). Кроме того, в задачу лечащего врача входит детоксикация организма и восстановление способности органов воспринимать кислород.

Кстати, о кислороде. Лечение кислородом (начиная от простого - кислородные маски, баллончики, подушки и т.д., и заканчивая аппаратами искусственного дыхания и гепарбарической оксигенации, при хронической дыхательной гипоксии становится одним из главных компонентов.

Если же процесс не зашёл так далеко, но уже есть дефицит железа и других микроэлементов (меди, кобальта и пр.), ферритина, витаминов (особенно В12), ликвидация их - прямой путь к улучшению тканевого дыхания и снижения гипоксии.

А пока - проветрили свои рабочие кабинеты и комнаты дома, а в обед - на улицу, в сквер, парк, на бульвар, пока погожие деньки позволяют наслаждаться свежим воздухом.

И будьте всегда здоровы!