Ситро
Нравится
Ситро. 12 гастрономических брендов СССР
Откройте любые социальные сети и сразу же натолкнётесь на группы «Рождённые в СССР», «Ностальжи», «Память детства» и т.п., и одной из тем непременно будут воспоминания о любимых с детства продуктах, вкус которых остался на всю жизнь. И, кстати, многие из них и до сих пор есть в продаже, но, по общему мнению ностальгирующих, это уже «не то»… И мы целый год вспоминали наши «детские» продукты, оставив жаркому июлю «на закуску» ситро – искристый вкус советского детства.
Современные дети вряд ли задумывались над тем, что любимый напиток их бабушек и дедушек ситро – это газировка с буржуазным именем. Слово «ситро» происходит от французского «citron» – лимон. Во Франции так называли лёгкий освежающий напиток на основе цитрусовых, но в СССР это экзотическое название закрепилось за определённым типом сладкой газировки. Ситро – это не просто лимонад. Это особый напиток со вкусом советского детства, символ безалкогольной роскоши и обязательный атрибут праздника.
«Из серебряного крана
С шумом
Брызнуло ситро.
Мне досталось
Полстакана,
А хотелось бы –
Ведро!»
С. Маршак «Хороший день»
Первое упоминание о «ситро» как советском лимонаде относится к 1920–30-м годам, когда началась индустриализация пищевой промышленности. Однако массовым, доступным и по-настоящему любимым ситро стало после Второй мировой войны, в 1950–60-е годы, когда восстановленные заводы напитков начали выпускать классические газировки: «Буратино», «Тархун», «Крем-сода» – и, конечно, «Ситро».
«Колокольчик», «Лимонад» и «Буратино» – готовился из лимонного сока, «Дюшес» – из грушевого, «Исинди» – из яблочного с лавровым листом. «Тархун» готовили на основе экстракта эстрагона, «Крем-соду» – ванили и зубровки или донника, «Байкал» (наш ответ «Пепси») – из экстрактов зверобоя, солодки и элеутерококка.








Некоторые заводы экспериментировали с купажами, но вкус ситро должен был соответствовать стандарту ГОСТ.
Этот лимонад появился как советский аналог европейских цитрусовых напитков, но с упором на доступность и стандартизированный вкус.
Почему стало популярным? Этому есть несколько причин:
- Освежающий и праздничный вкус – сочетание сладости, кислоты и пузырьков делало ситро идеальным напитком для лета и праздников.
- Доступность – ситро продавалось в любом гастрономе, буфете, автомате с газировкой.

- Относительно дёшево – даже в стеклянной бутылке ситро стоило недорого и было по карману большинству.
- Универсальность – его пили и дети, и взрослые, на работе и на пикнике, с бутербродами и пирожками.
- Эстетика и вкус – янтарный цвет, характерный аромат лимона и фруктов, стильная бутылка с выпуклой надписью «Ситро».
Оригинальные рецепты были просты и проверены временем. Классическое ситро включало:
- газированную воду;
- сахар (или глюкозо-фруктозный сироп в более позднее время);
- лимонную кислоту;
- натуральные или идентичные натуральным ароматизаторы;
- иногда — натуральные экстракты цитрусовых (лимон, апельсин, грейпфрут);
· красители (для характерного желтовато-янтарного цвета).
Ситро не содержало кофеина, консервантов или алкоголя, что делало его подходящим даже для детей.
Цена любимых напитков оставалась стабильной десятилетиями и воспринималась как справедливая. Возвратная тара (бутылки) также помогала сдерживать стоимость.
Срок годности ситро был коротким: 5–7 дней при хранении в прохладном месте, в более поздние годы (1980-е) благодаря новым технологиям срок хранения увеличился до 30 суток, но вкус от этого мог страдать.

Ситро стало частью советской гастрономической культуры, его подавали на детских днях рождения, выпускных, оно ассоциировалось с отдыхом, поездками и детством. Особым семейным ритуалом в СССР был и поход всей семьёй в выходной день в кафетерий, где любимые напитки наливали из огромных сифонов. До сих пор я помню те волшебные вкусы своих любимых лимонадов, напоминающих мне о моём безоблачном советском детстве.
Стихотворения, кино, детские воспоминания – везде всплывает жёлтое ситро в бутылке с пеной у горлышка.
После распада СССР ситро почти исчезло, уступив место ярким импортным газировкам. Но с начала 2000-х напиток начал возвращаться в виде ностальгического бренда. Многие заводы выпустили «ретро-ситро» в стеклянной таре и со вкусом «как в детстве».
Ситро – это не просто газировка, а живой символ вкуса советской эпохи. Оно объединяло поколения, хранило стандарты качества и поднимало настроение в любое время года. Как и многие гастрономические бренды СССР, ситро было не только продуктом, но и частью национального образа жизни – простого, радостного и по-своему изысканного.