Навигация

Приметы и поверья о еде


Нравится

Приметы, связанные с пищей и едой

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

С ножа не ешь - злым будешь. Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Большой урожай хлеба - к близкому голоду. В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала «отдыха», и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он - вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычный педагогический «развод»: мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.

Первый блин - заупокойный. Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся. Первый блин по обычаю кладут на подоконник, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!» Блины у славян - любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе из приведенных выше поверий (кто блины печет, о душе покойного печется) восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том, что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает - и в результате следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке. Первый блин комом. Так обычно говорится в оправдание неудачного начала какого-то нового дела. Употребляется эта поговорка в переносном смысле, хотя первоначально у неё когда-то было и прямое значение, которое, как мне кажется, выводится из самой жизни. Действительно, когда хозяйка начинает печь блины, первый блин очень часто выходит неудачным. Он плохо снимается со сковороды и получается как ком мягкого и не пропечённого до конца теста. И в таком случае опытная хозяйка понимает, что надо ещё нагреть сковороду или же тесто сделать чуть менее сладким… Но некоторые специалисты по русскому фольклору считают, что первоначальный смысл этого выражения был иным, и связан он был с тем, что, как мы уже говорили, блины – это поминальное угощение. По поверьям древних славян, первый блин было есть нельзя, он предназначался душам умерших родителей. И потому фольклористы дают иное объяснение происхождения поговорки. И они считают, что слово ком, творительный падеж – комом надо связывать с таким русским выражением, как ком в горле стоит. Так обычно говорят, когда человек, волнуясь или по какой-то другой причине, не может что-то проглотить. И современный фольклорист И.А.Панкеев пишет, что в поговорке первый блин комом слово «комом – значит «не мне». Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин».

Горшок с кашей в печи треснул - не к добру. - Горшок с кашей - один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, - конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.

Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. Порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.

Не ешь во время учения: заешь выученное. Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на физиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное «заедается», то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот - соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.

Бумагой стол вытирать - к ссоре. Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: «идти по Солнцу». «Хлеб да соль!» - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Чай пролить - к недоразумению. Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.

До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут. Запрет построен на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти трактуется и как напоминание: сначала накорми ребенка («чтобы он не умер»), а уж потом ешь сама.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность» и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь. Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь. Соль рассыпать – к ссоре. Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Почему нельзя соль рассыпать? Все знают, что, надо опасаться уронить солонку или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.