Навигация

Вилла Боргезе - маленький Лувр в Риме


Нравится

Вилла Боргезе - маленький Лувр в Риме

После Тиволи нас ждала Вилла Боргезе. Из Тиволи нам пришлось «выбираться» окольными путями: в городе проходил карнавал, улицы были заполнены детьми в карнавальных костюмах. Феи и Супермены, Лягушки и Медвежата, Рыцари и Люди-пауки… Это были последние дни карнавалов, вскоре итальянцев ждала Пепельная среда - в латинском обряде Католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей — день начала Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1.5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. В православии соответствует чистому понедельнику. Кстати, итальянское слово «карнивал» значит «без мяса», в принципе, и у православных последняя неделя перед постом – «мясопустная».

На Виллу Боргезе мы чуть не опоздали! Просто так зайти туда и купить билеты нельзя, нужно заказывать заранее и выкупать перед экскурсией. Даже билеты на виллу красивые – с фрагментами экспонатов музея. Мне достался «Юноша с корзиной фруктов» Караваджо, как оказалось, картины «с историей». Но об этом чуть позже.

К сожалению, а может быть, к счастью, фотографировать и снимать на камеру в галерее Боргезе нельзя. К счастью, потому что, наконец-то, я смогла просто наслаждаться, а не смотреть на произведения искусства через видоискатель. А, к сожалению, потому что нет у меня теперь фото оттуда, а в инете хотя и отыскала то, о чём хотела рассказать вам, но ни одна из фотографий не передаёт всю эту красоту! Хотя и словами её невозможно невозможно передать: живопись, барельефы, скульптуры, фрески, уходящие в бесконечность в потолочных галереях, ангелочки и боги в сводах, к которым, как ни приглядывайся, не сможешь быть абсолютно уверенным - живопись это или барельефы…
Вилла Боргезе расположена в северной стороне Рима, это большой парк с садами, озером и музеями, тихий уголок древнего города, где на обширной территории Вилла Боргезе - один из самых популярных музеев в Риме, если не во всей Италии. Официальной датой основания галереи считается 1902 год. Сама же коллекция сложилась значительно раньше.
История возникновения галереи Боргезе связана с богатым влиятельным родом Боргезе. Когда в 1605 году один из членов этой семьи был избран папой, принявшим имя Павла V, для его племянника Шипионе Боргезе, ставшего кардиналом, открылись огромные возможности. Власть и неограниченные финансовые ресурсы способствовали быстрому комплектованию коллекции. Картины покупали, конфисковывали, вымогали, а подчас просто крали, как это было с рафаэлевским «Снятием с креста», похищенным из капеллы Бальони в Перудже. В 1607 году у художника Кавальере д'Арпино за неуплату налогов были конфискованы и переданы кардиналу Боргезе картины молодого Караваджо «Больной Вакх» и «Юноша с корзиной фруктов». В 1608 году путем вымогательств и угроз Боргезе вынудил кардинала Сфондрато продать ему семьдесят картин. Вот так «собирались» в то время коллекции! Думаю, и не только тогда! Представьте себе годы революции у нас, а война, а репрессии…Вот вам и коллекции. Ладно, сейчас не об этом!
Дворец окружает прекрасный парк, один из лучших в Риме, не только самый большой, раскинувшийся на шесть километров в окружности, но и один из самых живописных. Парк был создан кардиналом Кафарелли Боргезе в начале XVII века, но потом несколько раз перепланировался и декорировался. В 1902 году парк был переименован в честь короля Умберто I, который передал его в дар городу Риму. Однако, несмотря на официальное название, парк до сих пор известен как Вилла Боргезе, по имени его основателя. Парк выполнен в английской природной манере и имеет на своей территории ипподром, зоопарк и Зоологический музей в северной части, а также небольшое искусственное озеро (с имитацией греческого храма Эскулапа на островке посередине). Парк является популярным местом для прогулок у горожан и туристов.
В конце XVII века благодаря женитьбе Паоло Боргезе на наследнице кардинала Алдобрандини коллекция пополнилась несколькими работами молодого Рафаэля, Лоренцо Лотто и Караваджо. Больше всего коллекция пострадала в период господства Наполеона. Камилло Боргезе, муж сестры Наполеона Паолины Бонапарт, вынужден был отправить многие ценные произведения в Париж из-за хитро составленного брачного договора. Коллекцию «переполовинили», часть теперь в Лувре.
После смерти прямых наследников дворец с парком, собрание картин и скульптуры становятся в 1902 году собственностью государства.
Галерея совершенно небольшая, каких-то пару десятков 20 комнат на двух этажах, но «плотность» выдающихся произведений впечатляет! Такой себе Лувр в миниатюре! Основной этаж главным образом посвящен скульптуре и предметам искусства Древнего Рима 1-3 веков н.э. (в том числе знаменитая мозаика с изображением гладиаторов).
Сейчас в галерее Боргезе пятьсот с лишним картин, в основном это итальянская живопись: Перуджино, Пьеро ди Козимо, Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли и других художников раннего Возрождения. Среди картин Высокого Возрождения огромный интерес вызывают «Портрет молодой женщины с единорогом» и «Снятие с креста» Рафаэля, «Снятие с креста» Ортолано, «Даная» Корреджо. А также картины венецианской школы XV—XVI веков Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Веронезе. Среди шедевров знаменитая «Любовь земная и любовь небесная» Тициана, которую некоторые искусствоведы полагают величайшим произведением живописи.

Но для меня Вилла Боргезе стала ещё одним подтверждением, что Рим – это город Бернини. И экскурсия называлась «Живые скульптуры Бернини». Никогда не думала, что холодный белоснежный мрамор бывает живым, теплым, пульсирующим…
Правда, начали мы с не менее «живой» скульптуры - мраморного портрета Паолины Бонапарт Боргезе, выполненный знаменитым скульптором Антонио Канова. Ни одно фото не передаст этой красоты: каждая вена на руке, каждая складочка матраса, каждый локон хочется потрогать рукой!

Наши девочки не поверили, что матрас, на котором сидит Паолина, не затянут полиэтиленом от рук посетителей, так реально это выглядело! Паолина была сестрой Наполеона Бонапарта и женой Камилло Боргезе, римского князя, который и заказал эту скульптуру в 1805 году. Княгиня изображена возлегающей на софе в образе богини Венеры с яблоком в руке, подаренном ей Паридом в знак признания необычайности ее красоты.

Муж Паолины обожал свою прелестную жену, заказал у лучшего скульптора того времени её портрет в мраморе с условием, чтобы скульптор точно передал фигуру его жены...В те времена аристократки не позировали в обнажённом виде. Когда Паолину спросили, как она решилась на это, то она ответила: «В мастерской хорошо топили»...
Следующая живая скульптура - просто шедевр - «Аполлон и Дафния» Джан Лоренцо Бернини. Сначала миф: однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Однажды Аполлон встретил Дафну и тут же горячо полюбил ее, но прекрасная нимфа, как только увидела златокудрого бога, бросилась от него прочь. Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную, и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи. Ее отец, речное божество Пеней, и жена Зевса богиня Гея услышали ее мольбы: кора покрыла тело нимфы, руки стали ветвями, а волосы – пышной листвой, Дафна превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.

Скульптуру нужно обойти по кругу, тогда лишь увидишь, как живая девушка превращается в дерево. Просто поразительно, как удалось Бернини воплотить в холодном мраморе нежность и шелковистость девичьей кожи, легкость и пушистость ее волос, шероховатость коры…

Все это настолько реально и вещественно, что трудно понять, как можно достичь такого эффекта только с помощью полировки и резца, пусть даже в руке гениального мастера. А ещё больше поражает рассказ о том, что Бернини в ту пору было всего лишь двадцать шесть лет.

«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» - сказал Лоренцо Бернини, и, глядя на его произведения, понимаешь, что это так!
Особенно это выражено в «Похищении Прозерпины» (эту скульптуру мастер сделал вообще в 23 года!), мрамор буквально кажется пластилиновым: вмятины на боку и бёдрах Прозерпины от пальцев Плутона, слёзы на её щеках…
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.

Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос.

Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.

Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
И ещё одна скульптура Бернини: Давид. Оказывается, библейскому герою скульптор дал свое лицо, а Бернини было всего 21…


Гениальный скульптор! И весь Рим для меня – Рим Бернини, его скульптуры есть в Ватикане, в церквях Рима, фонтаны «Четыре реки» на площади Навона, фонтан «Тритон» на площади Барберини, это, действительно, шедевры! Жаль, что экскурсия подошла к концу, галерея Боргезе закрывалась, мы с сожалением покидали маленький Лувр…