Навигация
Кулинарные путешествия
Реклама

Последний день. Помпеи


Нравится

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ. ПОМПЕИ. Утро последнего дня путешествия на корабле началось с шутки: «Последний день. Помпеи!» Мрачноватая, правда, шуточка вышла! Итак, мы покинули Неаполь и двинулись по дороге к вулкану Везувий, который расположен всего в 12 км от юго-восточной границы Неаполя и считается действующим вулканом. Последнее большое извержение случилось в марте 1944 года, когда были разрушены ближайшие села, а самое известное его извержение произошло 24 августа 79 года, когда Помпеи, Геркуланум и Стабии перестали существовать.

Помпеи встречали нас солнцем, но вершина Везувия была покрыта дымкой, при этом присутствие его незримо ощущается, и оттого, что вулкан не виден, он еще более страшен! Могу сказать, что, несмотря на всю окружающую красоту, я так и не могла понять ныне здесь живущих людей. Жить постоянно с мыслью, что вулкан может проснуться каждую минуту, ведь постоянно ходят слухи о лаве, клокочущей в недрах Везувия, что рано или поздно извергнется, и вновь превратит прекрасный пейзаж в дымящиеся руины. Либо это фатализм, мол, что суждено, то случится, либо знаменитый итальянский пофигизм: спит вулкан – и, слава богу! А про возможное извержение никто не думает. «Живем, как на вулкане» — понятная и в Кампании поговорка.

Стоит сказать, что до сих пор ни одна из страховых компаний не страхует недвижимость на расстоянии 15–30 км от вулкана, в зависимости от близости к тому или иному кратеру. Указом правительства Италии окрестным жителям запрещено заниматься хозяйственной деятельностью на склонах Везувия и возводить новые постройки. Однако, всё тот же пофигизм итальянцев: окрестности Везувия плотно заселены, и нет, по-моему, ни единого невозделанного клочка земли, ведь, как известно земля на склонах вулканов наиболее плодородна!

Наш гид Бруно, влюблённый в своё дело, в историю, в Помпеи, с воодушевлением рассказывал нам, что Помпеи – это не памятник, не застывшая история, а живой город, если разбудить воображение, то можно увидеть и услышать его жителей, представить, как жили они здесь почти две тысячи лет назад

И правда, расхаживая лабиринтами древних улиц и переулков, я представляла, что город просто замер на мгновенье, а жизнь здесь не прекратилась с извержением Везувия.

Для того времени Помпеи были довольно большим городом с населением около 18 тысяч. Но к моменту извержения вулкана там было, по-видимому, гораздо меньше людей, многие покинули его ещё за два года до извержения, когда случилось сильное землетрясение. Представляете, природа как бы заранее предупредила людей о надвигающейся катастрофе!

Для меня было открытием, что «Последний день Помпеи» Брюллова, мягко говоря, не совсем соответствует действительности!

И, кстати, надо было обладать недюжинной фантазией, чтобы на этом перекрёстке представить себе такую картину!

Но, если он и Пушкина ввёл в заблуждение!

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый [страхом],

Под каменным дождем, [под воспаленным прахом],

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Пожары, обрушение жилищ, горячая лава и пепел, засыпавший город доверху – это причина гибели Геркуланума, расположенного у подножия Везувия. А жители Помпеи погибли от сернистого газа и ядовитых вулканических испарений. Бежать от лавы они уже попросту не могли - незадолго до извержения Помпеи превратились в гигантскую газовую камеру...

Я врач, видом трупов меня трудно ужаснуть, но тут я, честно скажу, содрогнулась! В одной из экспозиций представлены человеческие останки, которые удалось извлечь из-под пепла и руин. Каким образом? В пустоты в пепле закачивали раствор, по-моему, гипса, который затвердевал, создавая скульптурные изображения жителей, застигнутых внезапной смертью. Скорчившиеся фигурки людей, их полные отчаяния позы сквозь тысячелетия пронесли тот ужас, которым были охвачены они в момент своей страшной гибели. У некоторых руки воздеты к небу, как бы в мольбе о пощаде, к тому самому небу, с которого и пришла к ним такая чудовищная смерть. Но особенно убила беременная женщина, которая погибла стоя ниц на коленях, как бы собой пытаясь защитить нерождённого своего малыша…Но ещё больше убило щёлканье фотоаппаратов, туристы спешили запечатлеть эти страшные картины. Скажите мне, зачем? Откуда такой патологический интерес к смерти?...

Мы идём длинными улицами Помпеи...

Удивительный город, город, пришедший к нам в первозданном виде из глубин веков.

Впервые развалины не раздражают, не выглядят безжизненными. Кажется, что и сейчас живет этот античный город своей собственной жизнью, и даже толпы туристов, нарушающих его покой, не могут нарушить мерное течение жизни восставшей из пепла Помпеи.

А лёгкая дымка над Везувием – это скопление душ погибших его жителей, не желающих расстаться с любимым городом…

Мы идем за Бруно по лабиринту улиц и удивляемся, как всё продуманно было в Помпеях! Две тысячи лет назад у жителей этого города были тротуары и термы,

базилики и театры, солнечные часы и Форум,

был водопровод и даже платный туалет! Говорят, что именно от этого вида услуг и пошло одно широко известное выражение императора Веспасиан, который задумал открыть платный туалет. Сын устыдил его за такую идею, на что отец философски изрек: "Деньги не пахнут!"

Останавливаемся у одного из уцелевших домов. Оказывается это - лупарий, или проще говоря, публичный дом. Интересно, что подобные заведения существовали вполне легально и даже «рекламировались» по всему городу: указатели к этим заведениям были в виде человеческих фаллосов в натуральную величину. Представляете такой «палец», направляющий страждущих? Развеселила первая комната в лупарии - своего рода античный «Макдональдс» с углублениями, как под кастрюли!

Дальше – весьма тесные комнатушки, почти всё пространство которых занимает ложе. Да, не сильно-то покувыркаешься на такой каменной кровати! Дальше – зал или комната ожидания, с «картинками» - цветными рисунками, изображающими плотские утехи в самом откровенном виде.

Эдакая помпейская «Кама-Сутра»!

Восхищает искусство античного города: безукоризненные в пропорциях статуи,

скульптурные изображения людей и животных,

изумительные мозаики и стенные росписи,

сочные краски которых сохранились до сих пор! А как совершенна художественная утварь, которой пользовались горожане, таблички-указатели улиц, резьба по камню!

Это головки сыра, откопанные в Помпеях. Чем дольше находишься в Помпеях, тем больше появляется ощущение, что вот сейчас из этого дома или из-за поворота покажется житель (или жительница) древнего города, проскрипит повозка на мощёной улице, раздастся детский смех…

И несмотря на то, что мне понравились Помпеи, я покидаю их без сожаления, даже скорее, с чувством облегчения. Тем более что нас ждёт Неаполь!



Загрузка...