Навигация
Из кулинарных и околокулинарных блогов
"Записки о еде" Ирины Рыжовой

Отели, рестораны, курорты. Вечер в пятизвёздочной юрте


Нравится

Отели, рестораны, курорты. Вечер в пятизвёздочной юрте

Продолжаю рассказ о необычных гостиницах, где мне случалось побывать во время поездок по разным странам. На этот раз речь пойдёт об одном экзотическом монгольском отеле. Думаю, немногие наши туристы выбирают Монголию в качестве цели своей поездки, а уж в этой гостинице вряд ли кто бывал…


В 2008 году я была в командировке Улан-Баторе. В один из вечеров монгольские коллеги пригласили всех участников мероприятия на загородный ужин в гостиницу «Монголия» (Hotel «Mongolia»).

Гостиница расположена в долине реки Туул, примерно в 25 км от Улан-Батора по направлению к природному парку Тэрэлж. Ехали мы туда минут сорок, поскольку монгольские дороги пока оставляют желать лучшего…

Несмотря на то, что в Монголии мы были в первые дни июня, окрестности выглядели совсем не по-весеннему. Сочетание аномальных зимних холодов и засухи «окрасило» горы в жёлтый пустынистый цвет.

По пути среди голых гор встречались небольшие деревни.

В некоторых местах новые дома удивительно напоминали подмосковные дачки.

Наконец мы достигли цели.

Вход в гостинцу украшали (или охраняли?) грозный каменный бык и пара свирепых собако-львов.


Гостиничный комплекс, открытый в 2003 году, называется "Монгол шилтгээн", что в переводе означает "Монгольский замок". Он действительно похож на замок, окружённый мощной стеной, а внутренне расположение очень напоминает планировку древней столицы Монголии Каракорума. Кстати, старинная схема этого города украшает холл гостиницы.

Там же расположен своеобразный пантеон Чингисхана и прочих монгольских ханов, а также макет монгольского войска «на марше».


Гостиница построена в традиционном монгольском стиле в виде монастыря, окруженного белокаменными стенами, по которым можно гулять и любоваться окрестностями.

В гостинице есть разные номера, одни располагаются в небольших домиках, выстроенных в виде традиционных буддийских «храмов» с красной черепичной крышей.

Главная экзотика – номера в юртах.

Правда, внутри всё, включая «удобства», вполне по-европейски. Но сильный запах псины от войлока, покрывающего юрты, отбивал всякую охоту находиться внутри…Видимо, влага даже от редких дождей не просыхает полностью.

Все архитектурные детали внутри и снаружи строений выполнены очень тонко, в древних традициях.

Но самое главное украшение комплекса - "Серебряное дерево". Очень странно было видеть в сердце Азии такое сооружение, тем более украшенное золотым ангелом.

Но оказалось, что этот современный фонтан - точная копия «Серебрянного дерева», возведённого в резиденции Мункэ-хана в Каракоруме пленными европейскими мастерами по проекту Вильгельма Буше.

Вот как описывал это чудо Гильом Рубрук, отправившийся с благословления Людовика IX через Ближний Восток в Монголию, для сбора информации о соотечественниках.
«…при входе в него (дворец) мастер Вильгельм парижский сделал для хана большое серебряное дерево, у корней которого находились четыре серебряных льва, имевших внутри трубу, причем все они изрыгали белое кобылье молоко И внутрь дерева проведены были четыре трубы вплоть до его верхушки; отверстия этих труб были обращены вниз, и каждое из них сделано было в виде пасти позолоченной змеи, хвосты которых обвивали ствол дерева. Из одной из этих труб лилось вино, из другой – каракосмос, то есть очищенное кобылье молоко, из третьей – бал, то есть напиток из меду, из четвертой – рисовое пиво, именуемое террацина. Для принятия всякого напитка устроен был у подножия дерева между четырьмя трубами особый серебряный сосуд. На самом верху сделал Вильгельм ангела, державшего трубу, а под деревом устроил подземную пещеру, в которой мог спрятаться человек… И сначала он устроил раздувальные мехи, но они не давали достаточно ветру. Вне дворца находился подвал, в котором были спрятаны напитки, и там стояли прислужники, готовые потчевать, когда они услышат звук трубы ангела. А на дереве ветки, листья и груши были серебряные. Итак, когда начальник виночерпиев нуждался в питье, он кричал ангелу, чтобы загудела труба; тогда лицо, спрятанное в подземной пещере, слыша это, сильно дуло в трубу, ведущую к ангелу, ангел подносил трубу ко рту, и труба гудела очень громко Тогда, услышав это, прислужники, находившиеся в подвале, наливали каждый свой напиток в особую трубу, а трубы подавали жидкость вверх и вниз в приготовленные для этого сосуды, и тогда виночерчпии брали напиток и разносили его по дворцу мужчинам и женщинам».
В современном фонтане, конечно, не напитки, а простая вода. Тем не менее, выглядит это дерево очень экзотично.

Во время ужина современные «виночерпии» разносили напитки импортные, но блюда были местной кухни. Всё было накрыто по-европейски, в главном ресторане отеля.

Кстати, в юрте мне тоже удалось потрапезничать. Не знаю, как кому, но мне показалось очень неудобным долгое время сидеть, скрючившись на полу. Честно говоря, меня удивило, что в качестве первой горячей закуски подали рыбу – жареную форель.

Удивило, потому что для монгольской кухни рыбные блюда не характерны. А вот вторая горячая закуска – боозы или позы (крупные пельмени) – одно из самых популярных блюд у монголов.

А потом началось представления и было уже не до еды. Сначала была традиционная мистерия Цам – танцевальная пантомимеа напоминающая шаманские пляски.

Главным действующим лицом в этой мистерии является Белый Старец (Цагаан эвгэн). У монгольских народов Белый Старец - хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия. Кстати, у бурятов Белый старец приходит на новогодний праздник, в качестве Деда Мороза.


Обряд представляет собой танцевальную пантомиму. Помимо Белого Старца в ней принимают участие докшиты (хранители или защитники), одетые в страшные маски с черепами.

Они должны отогнать злых духов, и все сувенирные лавки заполнены масками главных докшитов, которые надо развешивать дома, чтобы отгонять зло. Выглядят они очень грозно.

Да и по буддисткой мифологии они представлены как существа весьма жестокие и свирепые. Как-то не очень верится в их добрые намерения. Впрочем, я с осторожностью отношусь ко всяким маскам, амулетам и прочей подобной атрибутике.

После устрашающей пантомимы концерт пошёл обычным чередом. Выступали певцы, музыканты и пара гимнасток – совершенно гутаперчевых девочек.


На протяжении всего вечера меня мучили вопросы. Зачем гостиница построена в таком месте? Что делать в ней вдали от города, от достопримечательностей, вдали от всего? Ради того, чтобы переночевать в юрте или выпить чаю на берегу реки? Или посмотреть на рыжие горы? Позже местные коллеги рассказали, что, в основном, в гостинице останавливаются западные туристы, приезжающие поохотиться в монгольских степях.