Навигация
Кулинарный календарь
Реклама

Кулинарные традиции Вербного воскресенья и Лазаревой субботы


Нравится

Кулинарные традиции Вербного воскресенья и Лазаревой субботы

В 2015 году Вербное воскресенье выпадает на 5 апреля. Дата Вербного воскресенья переходящая, его всегда отмечают ровно за неделю до Пасхи.

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим в христианском календаре отмечается как один из самых светлых праздников. В христианской традиции в этот день принято вспоминать, как Иисус Христос накануне своей последней Пасхи въехал верхом на ослике в город Иерусалим.

Народ радостно встречал его: пел хвалебные песни, махал пальмовыми ветвями и усыпал путь цветами. В завоеванной Римом Иудее пальма была одним из символов добродетели и близости к Богу. Но у нас это дерево не растет. Зато первой после зимы оживает и распускается верба, поэтому с давних времен ее ветви использовали вместо пальмовых. Отсюда и название праздника - Вербное воскресенье.

Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, происходит основная часть приготовлений к празднику. В этот день разрешается послабление поста, в еду можно употреблять рыбу, рыбную икру и вино.

До восхода солнца нужно сходить в лес за ветками цветущей вербы, которые святятся в церкви либо в этот же день на вечерней службе, либо на заутрене в Вербное воскресенье. Подготовка вербных веток была особым обрядом - накануне Вербного воскресенья шли ломать вербу, растущую именно на берегах рек. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к празднику они могли распуститься. Правда, в этом году из-за поздней Пасхи вербные веточки уже давно распустили свои «барашки», и веточки пришлось запасать заранее!

После освящения веточки вербы раздают бесплатно друзьям, знакомым и просто всем встречным и поперечным. Торговать освященной вербой – кощунство. Дарить, значит, снискать благодать.

Верба издавна почиталась славянами как священное дерево, а ее ветки наделялись магическими свойствами. Придя из церкви, освященной вербой слегка хлестали друг друга, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Считалось, что дерево должно передать здоровье, силу и красоту человеку.

Также в Вербное воскресенье детей будили пучком освященной вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!» Если ребенок болел, его купали в воде, в которую опускали освященные ветки.

При головной боли веточку вербы прикладывали к макушке или носили под головным убором. При суставных болях и ревматизме ветви приматывали к больным местам. Почки освященной вербы ели бесплодные женщины, чтобы забеременеть.

Часто вербные сережки запекали в хлеб - для защиты. Либо готовили маленькие булочки или печенья в форме вербных почек, кормили ими членов семьи и домашних животных, оберегая таким образом от болезней и других напастей. В одну из булочек клали монету. Кому достанется - тот будет счастлив в грядущем году. Для девушки это предвещало скорое выгодное и счастливое замужество.

Ветви вербы, как правило, хранили за образами. Прикрепляли вербу также к разным местам дома в полной уверенности, что ее ветки могут оберегать жилище, хозяйственные постройки и подворье от весенних гроз, грома и молнии, а также от злых духов и нечистой силы.

Целебные и магические свойства верба сохраняла в течение целого года. Если к следующему Вербному воскресенью оставались неиспользованные прошлогодние веточки, их не выбрасывали, а сжигали, бросали в реку или ручей, но только не в стоячую воду. То есть пруд и озеро для этого не подходили.

Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в огонь - укрощает пламя, брошенная против ветра - прогоняет бурю. В случае града ветви свяченой вербы выбрасывали на улицу. Верили, что таким образом можно утихомирить стихию.

Если человек хочет стать более решительным и смелым, то он должен в воскресное праздничное утро вбить в стену дома колышек из вербы. Средство это если и не превратит в отважного храбреца, то, во всяком случае, избавит от робости.

Сажать вербу в Вербное воскресенье - плохая примета. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» - то есть умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату.

Существует великое множество народных примет, связанных с Вербным воскресеньем. Если оно ветреное, утренники морозные, то яровые будут хорошими. Если верба цветет хорошо, то пашня окажется удачной. Если на Вербное воскресенье светит солнце, ждите богатый урожай фруктов и злаков.

Во многих местах в Лазареву субботу и в ночь перед Вербным воскресеньем молодежь ходила по дворам с шутками-прибаутками. Хозяев слегка побивали связками вербы, для пущего здоровья. И получали взамен различные угощения и сырые яйца. (Они ведь пригодятся на грядущую Пасху). Вообще, в православии Вербное воскресенье было праздником милосердия и помощи всем нуждающимся. Раньше сам патриарх после службы и торжественного шествия принимал в своих палатах и в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение – одаривал милостыней. Причем суммарные выплаты были очень большие. Похожие «православные трапезы» с раздачей милостыни (милостыня – от слова милость, милосердие) проходили во многих богатых домах.

А до 1697 года в российских городах, начиная с Москвы, на Вербное воскресенье проходил еще один необычный обряд. Так называемое «шествие на осляти», подобно Иисусу, вошедшему в Иерусалим на осле. Осел, в отличие от коня, по традиции был символом мира, а не войны. Так вот, после праздничной службы в храме Василия Блаженного (соборе Покрова Богородицы) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади, наряженной ослом. (Видимо, настоящих ослов на Руси тогда не хватало). А этого осло-коня с патриархом под уздцы вёл идущий пешком царь. Царь! Пешком! Причем без мигалки. Отменил этот обряд… Нет, не президент, а царь Петр Первый. И уехал, от греха подальше (точнее, к нему поближе), в топь невских болот.

Вообще, вербе и ее «серёжкам» на Руси издавна приписывали целительную силу. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других женских болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В Вербное воскресенье вербные «сережки» добавляли в ритуальную «вербную кашу» для всех членов семьи. Скорее всего, она была похожа на постную кутью, куда незадолго до окончания варки вместе с изюмом и курагой надо добавить несколько вербных сережек. Хуже точно не будет.

Вообще, на Лазареву субботу и Вербное воскресенье приходится много кулинарных традиций и сугубо православных рецептов. В день Входа Иисуса не только можно, но и нужно кушать рыбу и елей (растительное масло). Поэтому еще накануне, в субботу православные хозяйки готовили гречневые блины, разнообразные каши и традиционные «рыбные курники», или «пироги-рыбники». Эти «рыбники» ели после воскресной службы. А в субботу довольствовались красной, черной икрой, а беднота – самой дешевой щучьей. Правда, сейчас щучья икра – дефицит и стоит почти как красная! Почему-то икра в православии считается менее скоромной пищей, чем рыба. А заморские морепродукты – вообще постной едой. Представляете: постный лобстер или запеченные на мангале тигровые креветки? После «рыбника» - самое то. Но как этот легендарный рыбник готовить? Есть несколько рецептов, отличающихся главным образом начинкой. В конце концов, простой народ ел то, что смог наловить в местном водоеме или местном базаре.

Рецепт «вербного» пирога-рыбника (рецепт с сайта http://restorator.me/index.php/prazdnik/187-2352534)

Для этого рыбного пирога сначала надо приготовить самое простое тесто из ржаной или смеси ржаной и пшеничной муки, взяв пропорции по традиционному рецепту. Никаких молочных сывороток, ведь все еще идет Великий пост. Из подготовленного теста раскатать пласт нужной величины толщиной до 1 см и перенести его на смазанный растительным маслом противень. Разложить начинку, придать пирогу форму лодочки и защипать шов красивой веревочкой. Поверхность пирога проколоть в нескольких местах вилкой, смазать сладким чаем или квасом. Выпекать в духовке при 180 градусах до готовности. Это займет примерно 25 минут. Сразу рыбник не вытаскивать, пусть постоит в печи еще минут 10. Горячий пирог смазать растительным маслом или горячей водой, дать немного постоять, тепло укутав, чтобы корочка стала мягкой.

А теперь о начинках.

Первый вариант: 2 небольших судака, 2-3 луковицы, 2 столовых ложки растительного масла, зелень укропа и петрушки, соль и перец по вкусу.

Второй вариант: 1 средних размеров форель, 2 луковицы, 2 столовых ложки растительного масла, соль, перец и рубленая зелень.

Третий, самый простой вариант: 1 кг осетрины, и далее, как в предыдущих вариантах начинки.

В любом случае, рыбу надо почистить, вымыть, удалить внутренности (за исключением икры) и жабры. Затем посолить снаружи и изнутри, и выложить целой на подготовленный пласт теста. Посыпать тонко нарезанными кольцами лука, сбрызнуть растительным маслом, посыпать зеленью и молотым перцем.



Загрузка...