Навигация
Кулинарный календарь
Реклама

14 августа- Медовый Спас


Нравится

14 августа - Медовый Спас

В августе у православных много замечательных праздников, самые значительные — Происхождение Честных Древ Креста Господня (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и празднование в честь Нерукотворного Образа (29 августа) - издревле именуют в простонародье Спасами. Первый из трех Спасов – Медовый, за ним следует Яблочный и Хлебный (Ореховый). Народные названия увязывают эти праздники с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба).

Первый Спас называется «Спасом на воде», «мокрым Спасом», «медовым Спасом». Интересно, почему? Дело в том, что в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст.ст.) 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

На Первый Спас совершался крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. На «мокрый» Спас последний раз купали лошадей.

Второе название («Медовый Спас») связано с тем, что в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь.(В былые времена россияне не начинали есть никакой сезонной пищи без благословения церкви). В некоторых местах крестьяне были убеждены, что, начиная с этого дня, пчелы перестают выврабатывать мед. После освящения первого меда в церкви в этот день разговляются свежим медом и угощают всех, раздают бедным. В старину говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует». Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно.

С Медовым Спасом у православных верующих и греко-католиков начинается Успенский пост, который продлится две недели. Пост завершится 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост не голодный. О нем говорили: «Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка». В эту пору всего много: и хлеба нового, и овощей, плодов разных. Но, хотя этот пост и звался Лакомкой, по строгости он приравнивался Великому посту. Только 19 числа в праздник Преображения Господня можно будет есть рыбу. Считается, что во время этого поста исцеляется душа

Что же подают на стол в этот праздник?

Обычно пекли пироги с пшенной кашей и медом. Гостей угощали медовым квасом.

Наиболее популярны на Руси были напитки из меда. Самым древним и знаменитым из них был хмельной мед. Чтобы придать меду опьяняющие свойства, в разведенный водой пчелиный мед прибавляли дрожжей и хмелю и оставляли бродить. Разными пряностями и добавками готовому «ставленнику» можно было придать различный вкус. Славяне знали множество рецептов хмельного меда: вешний, стоялый, сборный, красный, белый, с гвоздикой и особо крепкий «княжеский» мед. Готовился мед и с ягодами — смородинный, вишневый, малиновый и т. д. Иногда в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок или морс.

Искусными медоварами были монахи. Они хранили и совершенствовали древнее искусство медоварения. Один из дошедших до нас рецептов так и называется — «Мёд монастырский».

Другой русский напиток, приготовляемый на основе пчелиного меда — сбитень. Сбитень появился на Руси почти тысячу лет назад, первое упоминание о нем относится к XII веку. Перевар или взвар — старинное название сбитня. Тогда его готовили так: брали по пузырьку вина, уксуса и пива, перцу четверть, фунт патоки, три гривенки вина заморского и сразу же с медом варили, чтобы не только он сварился, но и устоялся, потом сливали в посуду.

Иностранцы называли сбитень с вином глинтвейном. В сбитень добавляли душистые травы, пряности. Долгое время его пили вместо чая и кофе. По городским рынкам и улицам ходили сбитенщики, продававшие всем желающим горячий сбитень. Они разносили его в больших медных чайниках. Зимой, чтобы они не охлаждались, их плотно укутывали и в середину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Это премудрое русское устройство чайника с трубой и стало прообразом русского самовара.



Загрузка...