Навигация
Счастье есть! Но есть нужно правильно!

Влияние пищи на сознание


Нравится

Влияние пищи на сознание

Как-то на одном из форумов мне задали вопрос о влиянии пищи на сознание. Хороший вопрос, как минимум, тема диссертации по философии или психологии!

О влиянии пищи на сознание человека говорят ещё с древних времён, ведь недаром большинство религий, философских течений, восточных практик предлагают свой взгляд на прием пищи как на духовный акт, а на еду, соответственно, как на инструмент повышения духовности, приближения к Богу.

И питание занимает одно из первых мест по воздействию на сознание. По этой причине любые методики очищения обязательно включают в себя очищающую диету.

Восточные практики говорят, что фактически влияние питания складывается из нескольких аспектов.

1.Состав продукта. Очищающая пища должна состоять только из вегетарианских, свежих и полезных продуктов, добытых честным трудом.

2.Качество сознания повара.

Пища переносит качество сознания повара – любовь и ненависть передаётся через приготовление пищи. Пища, приготовленная с любовью к людям, несёт в себе силы прогрессировать в своих качествах, меняться к лучшему. Пища, приготовленная с завистью – забирает силу, и человек деградирует: слабость, лень, опустошённость. «Принимающие пищу от низших из людей - как беззубые змеи: не имеют никакой силы» (Чанакья). Теряется сила разума – человек перестаёт понимать что хорошо, а что плохо. Планка нравственности опускается.

3.Освящена ли пища или является бхогой (неочищенная пища, предназначенная для чувственного удовольствия). Необходимо овладеть практикой освящения пищи и делать это постоянно. Это станет залогом чистого сознания и здоровой жизни.

4.Сознание того, кто раздаёт пищу, также оказывает влияние. Если вам раздали пищу с пренебрежением, вряд ли она даже переварится, что уж говорить о более тонком воздействии.

Духовный подход к еде, продуктам, блюдам — идея, строго говоря, не очень новая.

Впрочем, как и у разных народов есть свои представления о месте еды в жизни.

Вспомните нашу Масленицу, блины, которые представлялись нашим предкам символом солнца. А японцы, признаваясь в любви, прикладывают ладонь не к сердцу, а к желудку. Они уверены, что душа находится в животе. Поэтому и делают харакири, выпуская душу на волю.

Но, в конце концов, учёные выяснили «биохимический смысл» влияния пищи на сознание человека - а именно выработка серотонина и допамина - эндорфинов, так называемых, «гормонов счастья». Я писала об этом в теме «Питание для мозга и настроения».

Благодаря этим веществам пища может быть наградой, утешением, наказанием, ностальгией и даже памятью! Я тоже об этом немного писала в теме «Психологические проблемы колебания веса».

Как замечательно прокомментировала ваш вопрос психолог Елена Бурлак: «Как психолог, я вижу одну картинку - в современном мире многие отказываются от секса, спорта, любви, детей. Еда - самый простой способ оказаться в легком «наркотическом опьянении». Еда не заражает вензаболеваниями, от нее не забеременеешь, она не обижает, не забирает силы и время. Всегда под рукой, не опаздывает, и по цене доступна каждому. Еда - большое удовольствие , которое точно меняет сознание (подсажены практически все). Вот у тебя много знакомых, у которых есть в жизни очень важная созидательная цель, которая отвлекает от еды? У меня мало...»

Как врач-диетолог добавлю: в условиях натурального хозяйства и при домашнем приготовлении пищи продукты питания обычно удовлетворяют физиологические потребности людей. Объем потребляемой пищи регулируется в основном аппетитом и чувством насыщения. Домашние блюда готовятся из натуральных продуктов. При развитии пищевой промышленности и коммерческой кулинарии в питание людей входит множество искусственно создаваемых продуктов и острых приправ, которые при регулярном потреблении создают привыкание, иногда не менее сильное, как при курении или употреблении алкоголя. Хорошо известно привыкание к соленой или сладкой еде, к напиткам вроде кока-колы, к кофе, шоколаду и вафлям, мороженому, уксусу, горькому перцу, к горчице и даже чесноку. Существует привыкание к определенным типам кафе и ресторанов, которое определяется известной системой условных физиологических рефлексов на вкусовые, обонятельные и зрительные раздражители. Пищевые и ресторанные корпорации активно используют условные рефлексы, создавая их уже у детей. Концентрированным крахмало-жировым изделиям вроде чипсов искусственно придают несвойственные их компонентам популярные вкусы и запахи натуральных продуктов.

Кроме того, в эпоху научно-технического прогресса на сознание людей огромное влияние кроме самой еды имеет реклама этой еды! Заметьте, реклама малопитательных, но богатых калориями изделий всегда сопровождается примерами их поглощения красивыми и молодыми людьми, звездами или знаменитыми спортсменами. Переедание, поощряемое рекламой и конкуренцией, приносит огромные прибыли продовольственным корпорациям, ресторанам быстрого питания, сетям продовольственных автоматов и супермаркетам.

Различные диеты для похудения постоянно меняются не потому, что ученые находят новые физиологические факторы, а потому, что их необходимо приспосабливать к новому ассортименту продуктов пищевой промышленности, поступающих в коммерческую продажу. Существует общее правило рыночной экономики, которое было уже давно прослежено физиологами. Оно заключается в том, что продовольственная реклама затрачивает миллиарды долларов на пропаганду наименее полезных, а часто совершенно бесполезных продуктов питания. Объем рекламы пропорционален объему промышленных инвестиций в тот или иной продукт. Никто не рекламирует в Лондоне или Москве обычную водопроводную воду, наиболее доброкачественный продукт для утоления жажды и потребности в минеральных солях. Однако почти дистиллированную воду в бутылках из Австралии и несбалансированную по составу минеральных солей воду из альпийских источников активно продвигают на рынке. Наиболее дорогую рекламу делают для напитков вроде кока-колы и пепси-колы, состав которых вообще засекречен, вопреки законам о продуктах питания. Они содержат сахар в неизвестной потребителю концентрации. Никто не рекламирует свежие овощи и фрукты, поступающие в продажу прямо с ферм. Их реализация не приносит прибыли пищевой промышленности. Однако многочисленные переработанные изделия из овощей и фруктов, соки, консервы, высококалорийные чипсы, содержащие вредные добавки, красители, консерванты, эмульсификаторы и ароматические вещества широко рекламируется.

И в сознание людей прочно входят рекламные слоганы, и пища становится «якорной цепью», которая навсегда связана с этой рекламой. Как-то одна из ведущих американского ТВ с грустью сказала, что её дети отказываются есть чтобы то ни было, если «это» не поёт и не пляшет на экранах телевизора!

Можно ещё долго рассуждать на эту тему, приводить примеры, задаваться вопросом «как с этим бороться?», но факт остаётся фактом…

Недавно в инете натолкнулась на интересное исследование учёных, которые прослеживали реакции людей во время различных молитв. Так вот в молитве «Отче наш», при словах «хлеб наш насущный» почти у 90% молящихся возникало непроизвольное сглатывание слюны…